sport4wiki.ru

Древние тайны морей

Видео: Загадки моря никогда не всплывут на поверхность. Тайны подводной цивилизации



Эта экспедиция использовала уже акваланги и велась в заливе на месте затопленного города. Дело в том, что на берегу хорошо были видны остатки древних оборонительных стен. А дальше в заливе они исчезали под водой, причем кладка не сохранилась даже в мелкой его части: местные жители разобрали ее на строительство жилищ и церкви в Тамани. Но, может быть, «похитителям» древних стен меньше повезло в глубокой части залива? Это предположение и предстояло проверить археологам.
Так оно и есть! Действительно, метрах в двухстах от берега аквалангисты обнаружили хорошо заметную каменную гряду. Достигая пятнадцатиметровой ширины, она тянулась метров на 60. Подводные пловцы обратили внимание, что со стороны моря глубина у гряды резко нарастала, а с противоположной — грунт был уплотненный.
Еще одна такая же гряда тянулась под водой в восточной части залива. Третья шла параллельно берегу, соединяя две другие. Сомнений не оставалось: это были оборонительные стены — продолжение тех, что на берегу. Таким образом, археологам впервые удалось отыскать и зафиксировать затопленную часть древней Фанагории, второго по величине города в Северном Причерноморье, главного поставщика зерна в античную Грецию.
Определили и размеры затопленной части города— около 15—17 гектаров. Вместе с нею вся территория Фанагории достигала 50 гектаров. Да, это был один из крупнейших городов античности!
Однако еще были нужны подтверждения характеристики, данной этому открытию, а дать их могли лишь другие археологические памятники. И в 1959 году В. Д. Блаватский со своими коллегами-аквалангистами вновь отправляется в Тамань, чтобы провести в заливе подводный раскоп землесосной машиной.
Наметив место раскопа в северной части затопленного городища, аквалангисты приступили к работам под водой. Это была трудная задача. Камни, мелкие осколки керамики забивали приемник землесоса. Случалось, что стенки раскопа оседали, угрожая перемешать различные культурные слои... Но археологи-аквалангисты неуклонно шли к цели. И море «заговорило»! Оно поведало, что действительно здесь, в заливе Боспора, на обследованном участке был город, обнесенный стеной. Это засвидетельствовали камни мостовой, обнаруженные на четырехметровой глубине под дном, и найденная посуда, датированная JV—III веками до н. э. Выше был слой III века до н. э., еще выше — V века до н. э. и средневековья (море перемешало слои). Наконец, следовал намывной песок.
Так полностью подтвердились предыдущие выводы.
Более того, стало ясно, что город, основанный в VI веке до и. э., рос, расширялся, увеличивалась численность его населения. Он достиг расцвета к IV—III векам до н. э., когда его стенами была ограждена территория в 50 га, затопленная частично в более позднее время.
В той же экспедиции аквалангисты сделали еще одно открытие. В Керченском проливе у древней турецкой крепости Еникале они побывали на затонувшем корабле, найденном керченскими водолазами. Обследование его останков разрешило вопрос о происхождении корабля: это было турецкое военное судно, затонувшее, видимо, в морском бою.
Но особенно интересной и результативной оказалась для экспедиции поездка 1960 года. Она началась у стен Таганрога в Азовском море. Здесь под водой были обнаружены остатки поселения, видимо, фактории греков VII—VI веков до н. э. Об этом свидетельствовали найденные осколки керамики и большой подводный холм, обнаруженный в 50 метрах от берега.
Отсюда на тральщике «Лещ», предоставленном археологам для подводной разведки командованием Краснознаменного Черноморского флота, они направились к Керченскому проливу, где снова побывали на месте гибели турецкого военного корабля.
Найти его оказалось не просто, но труд был вознагражден. На семиметровой глубине обнаружили железные стержни, кусок бронзовой обшивки с гвоздем, доски днища, обитые войлоком, а сверху — медными листами, предохранявшими корабль от коррозии и ударов. Шпангоуты, бортовые доски позволили судить о конструкции этого парусного судна.
Следующие спуски производились в Судакской бухте, у горы Сокол и старинной Генуэзской крепости, где не раз находили амфоры и осколки от них. Может быть, это свидетельства затонувшего в античности корабля?
Глубины здесь были значительные. Много скал. Возможно, что в этих водах, где проходили морские торговые пути, и произошло кораблекрушение. Но лишь амфоры и другую керамику поднимали со дна аквалангисты. Корабль обнаружить, как ни стремились они к этому, им не удалось.
Отсюда «Лещ» пошел к Севастополю, а точнее — к древнему Херсонесу. Якорь был брошен у входа в бухту. Сменяя друг друга, уходили под воду Борис Петерс и Иван Смирнов. На глубине в голубом безмолвии Черного моря они внимательно осматривали скалы.
Но поиски оказались тщетными и на этот раз.
Внутри Карантинной бухты обследовали затопленную часть Херсонеса. Ориентиром при этом под водой явилась древняя кладка и остатки амфор. Возможно, тут селились ремесленники, жившие за пределами города из-за вредности своего производства.

Видео: Загадки истории. Глубоководные тайны Черного моря.

Страницы: 1234567
Поделиться в соцсетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Похожие
» » Древние тайны морей