sport4wiki.ru

Педагогические аспекты биоэнергетической игровой деятельности юных

Характерная тенденция развития мирового хоккея — его интенсификация. Выражается она в увеличении числа ТТД, выполняемых в единицу времени (А. В. Тарасов, 1971 и 1977- В. И. Колосков, 1974- Ю. В. Королев с соавторами, 1979 и 1980). Анализ игр молодежного чемпионата мира-83 в Ленинграде (по данным сотрудников лаборатории хоккея ВНИИФКа) показал, что тенденция эта характерна и для хоккеистов, возраст которых — «на подходе» к мужскому: повышаются объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, а значит — ужесточаются требования не только к технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, но и к системам энергообеспечения организма. Ведь сегодня на площадке необходимо на протяжении всего матча действовать в высоком темпе и уметь восстанавливать работоспособность в короткие межигровые циклы (В. Селигер, 1972- А. Гуминский, 1973- В. И. Колосков, 1974- В. Климин и В. Колосков, 1982).

Ныне в подготовке юных хоккеистов широко используют метод сопряженного воздействия, который позволяет совершенствовать одновременно технико-тактическую и функциональную подготовленность. Вместе с тем практика показывает, что тренеры, используя метод сопряженного воздействия, не всегда добиваются нужных функциональных сдвигов в организме спортсменов. Почему? Потому, что в играх и в игровых упражнениях не всегда правильно подбирают адекватные нагрузкам режимы работы и порой не учитывают возрастных особенностей систем энергообеспечения организма юных.

В ряде столичных хоккейных школ провели исследование, целью которого было изучение временной структуры игры, сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем под воздействием тренировочных и соревновательных упражнений, а также возрастной динамики аэробных и анаэробных возможностей у хоккеистов 13—16 лет.

Результаты изучения временной структуры матча позволяют ориентировочно определить характер энергетического обеспечения игровой деятельности хоккеистов. В таблице представлены данные о временных характеристиках игровой деятельности юных (15—16 лет) и взрослых, занимающихся хоккеем. У юных изучали особенности реакций организма в зависимости от числа пятерок, участвующих в игре.

Временные характеристики игровой деятельности юных (n=17) и взрослых (n=4) хоккеистов (X ± за период игры)
ПоказателиХоккеисты
юныевзрослые

Общая продолжительность игры, мин
Число смен звеньев (пятерок)
Общее время игры звена (пятерки) за смену, с
Чистое время игры звена (пятерки) за смену, с
Среднее число остановок игры за смену
Среднее время, уходящее на остановки игры, с
Чистое время игры между остановками, с
Среднее время отдыха (восстановления) между сменами при игре звеньями, с
двумя
тремя
четырьмя

33,2±2,63
13,8±1,6
148,3±26,8
89,3±92
2,32±0,51
26,9±4,5
38,5±6,8

147,3±32
294,6±28

35,1±1,56
16,6±1,11
128±23
72,6±3,1
1,53±0,4
35,3±3,2
47,4±2,1


256±23
384±21

Хронометраж показал, что общая продолжительность игры («грязное время») у юных хоккеистов составляла в среднем 1 час 40 мин. При игре двумя пятерками каждое звено находилось на льду в общей сложности около 50 мин., а при игре тремя звеньями — около 33 мин. Общее время игры звена за смену составляло в среднем 148,3 ±26,8 с, из которых на «чистое» приходились 89,3±9,2 с- суммарное время остановок игры равнялось 62,4 с. Число остановок игры за смену составляло в среднем 2,3, а периоды активной фазы матча — 38,5±6,8 с. На отдых хоккеистов при заменах с участием двух-трех звеньев оставалось (соответственно) около 2,5 и 5 мин. Число выходов (смен) на площадку при игре двумя и тремя звеньями составляло соответственно 20,7 и 13,8.

При сравнении временной структуры игры юных и взрослых прежде всего следует обратить внимание на то, что «чистое» время между остановками у взрослых значительно больше— 47,4 с против 38,5 с у юных (Р=0,01).

В работе субмаксимальной интенсивности длительностью до минуты основным источником энергообеспечения служат анаэробные гликолитические реакции. Способность же детей к работе при анаэробном гликолитическом энергообеспечении ниже, чем у взрослых, что, вероятно, и можно считать одной из причин меньшей продолжительности игровых микроотрезков у подростков и юношей по сравнению с высококвалифицированными хоккеистами.

У юных в этом случае утомление наступает раньше, что влечет за собой технические ошибки, нарушение правил и (как следствие) остановки игры.

Наряду с этим время пребывания пятерки на льду (одна смена) у взрослых короче, чем у юных (соответственно — 128 и 148 с), при меньшем (в среднем) числе остановок. Меньше у взрослых и «чистое» игровое время за один выход звена на лед (соответственно: 72,6 и 89,3 с). Это можно объяснить лучшей способностью квалифицированных хоккеистов «выкладываться» за короткий отрезок времени (т. е. большей гликолитической мощностью).

Результаты хронометража позволяют говорить о том, что интенсивная мышечная деятельность юных — многократные серии с короткими фазами работы и отдыха — в течение довольно продолжительного времени протекает при значительной активации как аэробных, так и анаэробных процессов энергообеспечения.

Разные интервалы отдыха во время замен в процессе игры двумя и тремя пятерками вызывали и разные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, частота сокращений сердца (ЧСС), зарегистрированная телеметрическим методом, у юных при игре двумя звеньями в период отдыха на замене (2,5 мин) снижалась до 120— 130 уд/мин, а при игре тремя звеньями (отдых при заменах — 5 мин) — до 100 — 110 уд/мин, что находило отражение и в разных уровнях потребления кислорода в процессе игры (газоанализ проводили по методу Дугласа — Холдена). ЧСС в процессе игры с участием двух пятерок составляла в среднем 180,5±11,6 уд/мин (колебания — от 144 до 234 уд/мин), а при игре тремя звеньями — 175,3±9,6 уд/мин («размах» показателя — 132—210 уд/мин).

Потребление кислорода (ПO2) при игре двумя пятерками составило в среднем 77,4% и колебалось в пределах от 35 до 98% максимального (МПК), в то время как при участии в игре трех звеньев составило в среднем 52,4% максимального, варьируя в пределах от 34 до 85%.

Распределение показателей уровня ПO2 (в % от МПК)» в ходе матча в зависимости от числа играющих пятерок

Как видно на рисунке, уровень ПO2 в игре с участием двух звеньев значительно превышает потребление кислорода, зарегистрированное при игре тремя пятерками.

Так, в первом случае игровая деятельность при уровне ПO2, равном 70% МПК и выше, «занимала» 53%, а во втором — только 16,7% общего времени участия в игре (такие нагрузки способствуют повышению мощности аэробных процессов, а также воздействуют на механизмы анаэробного энергообеспечения).



Нагрузки же на уровне ПO2, составляющие 50—70% МПК, в обоих вариантах различались меньше и составили — соответственно — 38,2 и 34,3% общего времени игры (на развитие как аэробных, так и анаэробных возможностей такие нагрузки воздействуют в меньшей степени).

Вместе с тем, если учесть, что юные хоккеисты, играя двумя звеньями, находились на площадке в среднем около 50 мин, а при действиях тремя пятерками — около 33 мин, то нагрузка при потреблении кислорода на уровне 70% максимального и выше в первом случае воздействовала на организм в течение 26,5 мин, а во втором — лишь 5,5 мин. При ПO2 на уровне 50—70% МПК нагрузки воздействовали на организм — соответственно — 19,1 и 11,3 мин.

Следовательно, рабочее потребление кислорода зависит от числа участвующих в игре пятерок, что связано с разным числом выходов звеньев на площадку через разные промежутки времени. Более короткие интервалы
отдыха при игре двумя звеньями, как правило, создавали лучшие условия для активизации аэробных процессов, чем при участии грех звеньев. Однако в ответственных матчах, когда участие в игре принимали два звена, наблюдались случаи снижения ЧСС во время замен только до 140—150 уд/мин, что по механизму обратного «пастеровского» эффекта приводило к угнетению аэробных процессов, к накоплению значительного кислородного долга и к резкому снижению работоспособности.

Таким образом, игровая деятельность хоккеистов в режимах, характерных для игры е участием двух звеньев, с одной стороны, более эффективно развивает аэробные и анаэробные возможности юных, а с другой — предполагает (как необходимое условие) высокий уровень МПК.

Знание этих закономерностей позволяет тренерам целенаправленно развивать энергетические возможности юных хоккеистов в двусторонних тренировочных, контрольных и официальных играх, а. также составлять стратегические планы выступления команд в турнирах в зависимости от числа игроков, от уровня их технико-тактического мастерства и от функционального состояния.

Тестирование показателей МПК у хоккеистов 13—16 лет в лабораторных условиях показало, что аэробная производительность у спортсменов достоверно растет в возрасте 13—15 лет. У 16-летних относительные показатели МПК зачастую бывают ниже, чем у ребят годом младше. При этом наибольший прирост аэробных возможностей у подростков отмечен в период интенсификации процессов полового созревания.

Результаты изучения динамики МПК в годичном цикле тренировки у хоккеистов позволили установить закономерности общие для всех возрастов. В подготовительном периоде -аэробная производительность у спортсменов возрастала (в некоторых случаях недостоверно), в соревновательном существенно не изменялась, а в переходном значительно снижалась. Анализ учебно-тренировочного процесса юных позволил установить, что основными причинами снижения аэробной производительности в переходном периоде у них были снижение общего объема тренировочных нагрузок и нарушение принципа непрерывности подготовки. Ввиду большой загруженности в общеобразовательной школе в конце учебного года юные хоккеисты в этот период прекращали регулярно посещать тренировочные занятия. Следствием таких перемен стало снижение общей работоспособности, не позволившее начинать новый годичный цикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. А следствие этого следствия — ослабление темпов повышения общей работоспособности в процессе многолетней подготовки.

Высокий уровень развития аэробных возможностей — непременное условие повышения анаэробной производительности, обеспечивающей специальную работоспособность. Низкий уровень аэробной производительности может лимитировать достижение высоких спортивных результатов в зрелом возрасте, а в подростковом и юношеском не позволяет повысить эффективность и качество учебно-тренировочного процесса.

Вместе с тем результаты отдельных исследований (проведенных В. Ekblom, 1969- Н. Gartner et all, 1974- R. Donath, G. Rosel, 1974, и др.) показывают, что в период полового созревания организма эффективность тренировки, направленной на повышение аэробных возможностей, значительно выше, чем в другие годы жизни. Вот почему тренировки, проводимые в этот период, имеют решающее значение для достижения высокой работоспособности в дальнейшем.

С целью развития аэробных возможностей у юных Хоккеистов в подготовительном и переходном периодах тренировочного процесса провели педагогический эксперимент.

Результат его позволил установить, что в подготовительном периоде тренировки хоккеистов 14—16 лет целесообразно до 20—25% общего объема нагрузок направлять на развитие общей выносливости, при этом около 30% общего объема работы на общеподготовительном этапе отводить упражнениям на общую выносливость. Такое распределение нагрузок ведет к существенному повышению аэробной производительности организма без ущерба для скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств.

В переходном периоде тренировки на развитие выносливости лучше всего «отпускать» до 20% общего объема работы (этого достаточно для поддержания общей работоспособности на достаточно высоком уровне).

Такое распределение упражнений на выносливость в подготовительном и переходном периодах подготовки позволило существенно повысить у юных хоккеистов МПК и начать новый годичный цикл подготовки с более высокого исходного уровня, чем предыдущий.

Что касается анаэробных возможностей детского организма, то они с возрастом, по мере завершения процессов полового созревания, существенно возрастают — главным образом, за счет лактатной (гликолитической) производительности. Так, максимальный кислородный долг, характеризующий анаэробную производительность, у хоккеистов 16 лет составлял 7,2 л и был на 76% выше, чем у 14-летних. Прирост лактатной фракции кислородного долга составлял 2 л, а алактатной — 1,1 л. И скорость образования кислородного долга у 16-летних хоккеистов была существенно (на 46%) выше, чем у более молодых.

Для сравнения: кислородный долг, зарегистрированный у игроков молодежной команды и у высококвалифицированных хоккеистов, составляет в среднем — соответственно — 10 и 14 л (А. А. Гуминский, 1973). Выходит, анаэробная производительность у юных хоккеистов существенно возрастает после 15—16 лет.



Обращает на себя внимание высокая степень связи между кислородным долгом и уровнем полового созревания (r=0,808). Этот фактор необходимо учитывать, планируя тренировочные нагрузки хоккеистов в пубертатном возрасте. Взаимосвязь биологического возраста и кислородного долга по мере завершения процесса полового созревания ослабевает, а затем и вовсе исчезает.

Таким образом, способность юных хоккеистов к работе в анаэробных условиях в период полового созревания больше зависит от биологического возраста, чем от паспортного. В то же время способность к работе в зоне анаэробных гликолитических реакций у детей и подростков ограничена по сравнению с тем же параметром у юношей и у взрослых. Вывод: приступать к целенаправленному развитию специальной выносливости у юношей необходимо по завершении процессов полового созревания.

Воздействие тренировочных упражнений на организм зависит от комплексного влияния основных компонентов физической нагрузки: интенсивности и продолжительности выполнения упражнения, числа повторений, длительности интервалов отдыха и от характера пауз. Разное сочетание перечисленных компонентов создает значительные трудности в объективной оценке величины и характера нагрузки.

Применяемые в современном хоккее методы спортивной тренировки (повторный, переменный, интервальный, игровой) — по существу, не что иное, как варианты повторно-интервального и повторно-переменного методов. Поэтому важным фактором, определяющим воздействие упражнения на организм спортсмена, становится режим выполнения упражнения.

Оценка тренировочных игровых упражнений, применяемых на льду, в практике подготовки юных хоккеистов с позиций физиологии показала, что они существенно различаются по характеру физиологического воздействия на организм.

Так, аэробные процессы значительно активизируются при выполнении упражнений интервальным методом в режиме, где 30—50-секундные отрезки работы большой и субмаксимальной интенсивности чередовались с 1,5— 2,5 мин отдыха при числе повторений от 4 до 5. Как правило, потребление кислорода (П02) нарастало от первого повторения до четвертого, а в последующих повторениях снижалось. ЧСС в конце каждого повторения составляла 186—192, а в конце паузы отдыха опускалась до 120—132 уд/мин.

Физиологическое воздействие такого рода тренировочных упражнений носило смешанный (аэробно-анаэробный) характер и способствовало развитию как аэробных, так и анаэробных процессов.

Вместе с тем А. Гуминский (1973) и В. Колосков (1974), рекомендующие развивать аэробную производительность у взрослых хоккеистов, приводят упражнения, выполняемые в подобных пульсовых режимах, с числом повторений до 5. Однако при этом паузы отдыха между повторениями у взрослых бывают короче (60—90 с).

Обобщаю рассуждения: период восстановления у юных спортсменов после нагрузок анаэробно-гликолитического воздействия более продолжителен, чем у взрослых.

В то же время снижение уровня П02 в пятом повторении у юных хоккеистов свидетельствует о меньшей емкости аэробных процессов у подростков и юношей по сравнению со взрослыми.

Повышение интенсивности выполнения упражнения до предельной в работе продолжительностью 30—50 с (ЧСС в конце упражнения возрастала до 204—216 уд/мин) или сокращение интервалов отдыха до 60—90 с, приводившее к увеличению ЧСС в конце паузы отдыха до 150—168 уд/мин, влекли за собой чрезмерную активацию анаэробных гликолитических механизмов энергообеспечения и снижение уровня П02 у юных хоккеистов уже во втором и третьем повторениях упражнения. Упражнения, применяемые в таких пульсовых и временных режимах, помогали совершенствовать только анаэробную производительность организма.

При кратковременных (4—7—10-секундных) ускорениях максимальной интенсивности, выполняемых в виде серийной интервальной тренировки с последующим отдыхом 15— 25 с, П02 увеличивалось от первого повторения до шестого. Эти упражнения воздействовали на совершенствование алактатных анаэробных и аэробных возможностей.

Упражнения, выполнявшиеся с переменной интенсивностью— 10—12-секундные субмаксимальные нагрузки — чередовались с 5—8-секундными умеренными (3—4 повторения в серии с интервалами отдыха 90—120 с) и вызывали значительное повышение интенсивности процессов аэробного и анаэробного обменов. Число повторений серий составляло от 4 до 8- частота пульса во время работы колебалась в пределах 168—192 уд/мин, а в конце интервалов отдыха составляла 126— 138 уд/мин.

Усиление процессов аэробного обмена наблюдали и в ходе длительного (5—10 мин) катания на коньках при частоте пульса 168— 180 уд/мин. Это упражнение вызывало определенную активацию и анаэробных гликолитических процессов.

Упражнения, выполнявшиеся равномерным методом с небольшой интенсивностью (ЧСС — 150 уд/мин) в течение продолжительного времени, влияли преимущественно на емкость аэробных процессов.

Итак: результаты проведенного исследования показали, что характер реакций организма на нагрузку во многом зависит от режима выполнения упражнения. Проводя занятия с юными хоккеистами, тренеры обязаны помнить об этом и учитывать особенности энергообеспечения организма в разном возрасте наравне с биологическим возрастом обучаемых.
                                      В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук

Поделиться в соцсетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Похожие
» » Педагогические аспекты биоэнергетической игровой деятельности юных