sport4wiki.ru

О футболе с любовью и завистью

О баскетболе речь впереди. А сейчас я хочу поделиться кое-какими соображениями о футболе. В противном случае меня упрекнут в желании прослыть оригиналом. Футбол — это, кажется, единственная в мире вещь, в которой все разбираются, больше того — все имеют свою точку зрения, которую, конечно же, желают обнародовать, ибо она, именно она, только она содержит в себе истину.

Никто из театральных завсегдатаев не возьмет на себя смелость учить режиссера, как ему надо ставить пьесу, какие роли кому из актеров поручить. Да и по отношению к актерам зрители робки: такой-то понравился, а такой-то не очень.

А вот поучать футболистов и особенно футбольных тренеров — это одно удовольствие. «Почему 4 + 2 + 4, а не 4 + 4 + 2 ?» «Ведь яснее ясного, что Сидоров должен играть в центре, Петров — в защите, а Николаев должен быть блуждающим! Так почему же в таком случае Сидорова нет в центре, Петрова — в защите, а Николаева — в команде? Надо срочно разобраться в том, кого назначили тренером. А заодно и узнать, кто такого не разбирающегося в футболе человека назначил тренером!» Все это было бы смешно, если бы зачастую не имело очень грустных последствий...

Футбольных тренеров учат все, кто хочет. А ведь среди учителей есть и не только такие, которые пишут письма в редакции газет, в Федерацию футбола и даже в самые высокие инстанции. Есть ведь и такие, которые свободно могут проучить строптивого, не желающего «учиться» тренера. Раз они платят ему зарплату, стало быть, они могут и порекомендовать, кого не ставить в состав, кого — ставить и куда ставить. Ну, а то, что платят они не свои деньги, а государственные, что в футболе они понимают не больше, чем тренер в их деле, — это всего лишь детали...

В этом отношении баскетболу повезло. Нас, правда, тоже учат, но не так темпераментно и категорично. Не потому, конечно, что баскетбол более сложная игра: и футбол ведь, если говорить серьезно, не прост. Учат нас меньше потому, что баскетбол менее популярен.

После такого вступления я, видимо, имею право лишь объясниться в любви к футболу: лучше уж прослыть оригиналом, чем непрошеным советчиком.

Ну что ж, футбол я действительно очень люблю. Правда, к величайшему сожалению, бываю на матчах реже, чем хотелось бы. Но я не ограничусь этим лаконичным объяснением в любви. Надеюсь, что меня поймут правильно. Я не собираюсь никого поучать. Я просто хочу сказать то, что имеет право сказать баскетболист своим братьям по мячу. Во всяком случае, я не испытал бы ничего, кроме чувства благодарности, если бы мои коллеги-футболисты поделились своими соображениями относительно баскетбола.



Футбольное поле раз в пятьдесят больше баскетбольной площадки, правила футбола просты, как арифметика, правила баскетбола сложны, как высшая математика, в футбол играют ногами, в баскетбол — руками. Но все это ничего не значит: для баскетболиста футбол не тайна за семью печатями.

На лондонском чемпионате мира появились новые кумиры, новые фавориты, но мне, как и раньше, дороги Пеле и его друзья. Бразильцы играют в баскетбол, в хороший баскетбол — и с той лишь разницей, что перепасовывают мяч не руками, а ногами. Так как же это может не нравиться мне, баскетболисту! Ну, а если говорить серьезно, то бразильцы пленяют своим умением делать с мячом все, что им заблагорассудится.

Сейчас вряд ли придет кому-нибудь в голову мысль отрицать значение техники, критиковать спортсменов за то, что они денно и нощно работают с мячом. А ведь не так давно спортсменов, увлекавшихся техникой, не то что критиковали — ругательски ругали. Нашлись теоретики — они всегда в таких случаях находятся, — которые доказывали, что советскому спорту от техники сплошной вред, что виртуозы, жонглеры (с каким нескрываемым презрением произносились эти слова!) погубят командную, коллективную игру. Технике противопоставлялись атлетизм, командная игра, воля к победе. Разумеется, каждый из этих компонентов жизненно необходим, но противопоставлять их технике так же неразумно, как технику — им.

Слов нет, техника ради техники, техника-самоцель — это пустячок. Но ведь даже безграмотному в тактическом отношении трюкачу можно внушать такую, скажем, мысль — остановив мяч, тотчас отпасуй его партнеру: трюкач умеет, но не хочет. А попробуйте-ка убедить его антипода — игрока, который в тактическом отношении само совершенство, но с мячом на «вы», — что мяч надо останавливать так, чтобы тот не отскакивал метров на пять в сторону! Пустая трата времени: он это и сам знает — знает, хочет, но не умеет.

От того, что техника долгие годы была не в чести, больше, нежели другие игры, пострадал именно футбол. Изъяны в технике хоккеисты компенсируют мужеством и скоростью, волейболисты — высоким прыжком, баскетболисты — ростом. В футболе же техника играет более существенную роль, чем в любой из перечисленных мною игр, и ее заменители — скажем, атлетизм и воля к победе — не столь эффективны. По-моему, именно отставанием в технике объясняются относительные неудачи наших футболистов.

Эдуард Стрельцов, Альберт Шестернев, Михаил Месхи, Валерий Воронин, Владимир Мунтян, Слава Метревели, ну еще пять-шесть наших асов в любой стране считались бы королями техники. Но — чего греха таить — наш средний мастер уступает в этом отношении середнякам ведущих футбольных держав мира. Меньше, чем несколько лет назад, но все-таки уступает.



Сейчас отношение к технике во всех играх вообще и в футболе в частности изменилось в лучшую сторону. Но одной только доброжелательности мало. В этой связи я и хочу оспорить весьма распространенную и вредную теорию. Из одной газетной статьи в другую кочует тезис относительно того, что техникой можно овладеть только в детском возрасте. Охотно допускаю, что тот, кому первому пришла в голову эта мысль, руководствовался самыми лучшими намерениями. Он, так сказать, ориентировал детишек и, главным образом, их тренеров на выполнение задачи № 1.

Но объективно делу обучения техники был нанесен серьезный урон. Представьте себе, что испытывает двадцатилетний спортсмен, нетехничный, но трудолюбивый, изо дня в день читающий статьи, в которых — правда, между строк — ему недвусмысленно намекают на то, что для футбола он человек конченый. Не надо быть бог весть каким знатоком психологии, чтобы понять: махнет парень рукой — мол, трудись не трудись, толку все равно не добьешься, буду уж играть, как играется.

Технике и впрямь лучше обучиться в детском возрасте — лучше, но не только. Знаю об этом по собственному опыту. Мне было 22, когда я вдруг почувствовал, что моя любовь к баскетболу еще немного — и перестанет быть взаимной. В 1952 году я был не так мал ростом, как сейчас: нашествие двухметровых гигантов на баскетбол еще не началось, но, по всему судя, вот-вот должно было начаться. Короче говоря, я понял, что мне с моими несчастными 174 сантиметрами придется худо.

В ту пору, кроме скорости, резкости, хорошей реакции, я никакими особыми достоинствами не обладал. И я приналег на технику — благо тогда в газетах не писали, что овладеть ею можно только в детстве. Говорили, что мне кое-чего удалось добиться. Я об этом не для хвастовства, просто мне хочется поддержать тех, кому больше восемнадцати: не вешайте носы, все в ваших руках, ибо техника дело наживное.

И еще одна аналогия с баскетболом. Когда-то у нас были защитники, нападающие и центровые в самом буквальном смысле этого слова: первые только защищались, вторые только нападали, третьи, и обороняясь, и атакуя, играли только в центре. Сейчас защитники отличаются от нападающих разве только ростом: последние повыше. А хорошего центрового, умеющего дриблировать, атаковать издали, быстро бегать, не сразу отличишь от нападающего. Короче говоря, процесс универсализации игроков идет в баскетболе быстрыми темпами, он даже терминологии коснулся: теперь чаще игроков подразделяют на центровых и полевых.

Футбол тоже ожидает универсализация игроков. Это, конечно, не значит, что исчезнет всякая разница между нападающим и защитником: футбольное поле велико, и на нем, наверное, всегда будут те, кто большей частью атакует, и те, кто эти атаки отражает. Но, оказавшись в зоне удара, защитники не будут лихорадочно искать, кому же отдать мяч, а нападающие у ворот их команды не будут проходить с легкостью необычайной. Уже сейчас защитники высокого класса владеют обводкой не хуже, чем нападающие, а иные форварды в отборе мяча так же искусны, как те, кому положено заниматься этим по штатному расписанию.

Лет, скажем, через десять и в терминологии футбола произойдут изменения: игроков будут делить на вратарей и полевых. Так почему бы детским тренерам не обогнать время? Что, кроме выгоды, сулит реформа, в результате которой парня с малых лет не делали бы чистым нападающим или чистым защитником? Пусть Валерий, который сегодня играет в нападении, и Олег, который играет в защите, завтра поменяются местами: пусть они учатся играть в поле, а когда научатся, тогда и определят, кем быть Олегу, а кем — Валерию.

Поделиться в соцсетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Похожие
» » О футболе с любовью и завистью